на главную
статья

Как выбрать тему для блога и завоевать народную любовь

Шпагаты в метрополитене и путешествие по России в вагоне СВ, первый инвест-портфель и дегустация пармезана из супермаркета на районе. Мы спросили у десятка популярных блогеров из «Яндекс.Дзена» и Instagram о темах, волнующих их читателей — получилось прикладное руководство для начинающих блогеров: за каким контентом россияне сегодня идут в соцсети, как им угодить и победить в своем жанре.

Как выбрать тему для блога и завоевать народную любовь

Шпагаты в метрополитене и путешествие по России в вагоне СВ, первый инвест-портфель и дегустация пармезана из супермаркета на районе. Мы спросили у десятка популярных блогеров из «Яндекс.Дзена» и Instagram о темах, волнующих их читателей — получилось прикладное руководство для начинающих блогеров: за каким контентом россияне сегодня идут в соцсети, как им угодить и победить в своем жанре.

Блоги о гастрономии: чей борщ — русский или украинский, а также экспертная дегустация сыров из «Пятерочки»

Одна из вещей, с которыми Instagram прочно ассоциируется с момента своего появления, — фотографии еды. Тенденция на «инстаграмоемкость» блюд не стихает до сих пор, и повара вынуждены под нее подстраиваться. Еда должна быть фотогеничной, свет — подходящим, подача — высокохудожественной: со всем этим сбор фуд-контента для блогеров превратился в пустяк. Красивых снимков в инстаграме уже столько, что трудно разобраться, экспертиза перед нами или не так чтобы. Да и за увлекательным просмотром навороченных десертов и кинематографичных вытеканий желтков из пашота легко позабыть, что гастрономия — это не всегда про картинки.

Лошманов работал в «Афиша. Еде», был главным редактором сайта Eda.ru и дважды получал награду FoodShow Awards как лучший гастрожурналист страны — сегодня он ежевечерне обновляет свой блог на «Яндекс.Дзене»: дегустирует сыры из «Пятерочки» и делится рецептами блюд с магазинными консервами. По словам Лошманова, «Дзен» в отличие от Instagram, позволяет органично сочетать текст, фотографии и видео — то есть, делать полноценные статьи. «Более того, их там читают, и очень многие — до конца. Instagram — это картинка плюс текст, который мало кто читает. Facebook как интересная площадка для меня умирает. В Telegram отсутствует обратная связь, мне она нужна. У „Дзена“ как раз есть обратная связь от читателей — часто токсичная».

Самые дочитываемые материалы «Вечернего Лошманова» — о буфете на станции метро «Арбатская», о свиных стейках «Мираторга» с глутаматом натрия и рассказ о судьбе шоколадного батончика «Баунти» в России. «Ни об одном из этих материалов я не думал, что такое случится, — рассказывает Роман, — Как раз чаще всего случается, что материал, который мне кажется и очень актуальным, и очень полезным, собирает незначительное число читателей. Тут, конечно, вступают в действие неведомые мне алгоритмы показов „Дзена“, но, думаю, дело не только в них, но и в других факторах — прежде всего в том, что аудитория „Дзена“ случайна».

Автор другого популярного блога «Яндекс Дзена» о еде, историк Павел Сюткин, четко определяет темы, которые вызывают интерес его аудитории. «Наибольшей посещаемостью у нас пользуются дискуссионные вопросы кухни — особенно если они имеют политический подтекст. Как пример — „Чей борщ — русский или украинский?“. Второе — любые посты со словом „советский“: каким был советский хлеб, рассказ о колбасных электричках в СССР и тому подобное. И третье — любая тема, где травмированная телевизором публика усмотрит гидру либерализма или, как ей покажется, „русофобии“. Рекордом нашего блога стал невинный пост, где иностранцы обсуждают странную для них страсть русских к укропу. „Пусть жрут своих лягушек во Франции“, „да грузины своей кинзой всех достали“, „это ж надо так ненавидеть Россию, что до укропа докопались“ — и это только самые деликатные из более чем полутора тысячи комментариев под постом», — говорит Сюткин.

Гастрожурналист Роман Лошманов предлагает относиться к «Дзену» в манере дзена — воспринимать все как есть, не рассчитывать и не ждать, а делать что должен и получать удовлетворение от самого процесса познания и рассказа. Каждый свой пост Лошманов заканчивает разной африканской музыкой — вставляет ролики из YouTube: «Я большой фанат и делаю это только потому, что не могу не делиться тем, что нравится мне самому. Если разобраться, ход с музыкой довольно неразумный: снижается количество дочитываний до конца, потому что ролик добавляет к основному рассказу необязательное дополнение. Но мне хочется делать именно так, и я рад, что получаю комментарии, где совершенно люди разной возрастной аудитории, разного культурного бэкграунда меня за эту музуку благодарят».

Финансовые блоги: узнаем о пенсиях в «Яндекс.Дзене» и собираем «портфель лежебоки» в Instagram

По мнению автора инстаграма «Девушка с деньгами» Анастасии Веселко, тема финансов в блогосфере как никогда актуальна. Читателям всегда есть, чем поделиться, они хотят рассказывать о своих результатах, при том что глобально большинство из них только начинают задумываться о своем бюджете. «Людям нравится узнавать о том, что деньгами вообще нужно заниматься: откладывать их, управлять бюджетом, иметь денежный запас», — рассказывает Анастасия. Самыми охватными публикациями «Девушки с деньгами» стали посты о правиле трех счетов (то есть как организовать бюджет), о «портфеле лежебоки» и материал с книгами про инвестирование. «Также неожиданно активным стал пост с призывом отписаться от аккаунтов магазинов, чтобы перестать думать о покупках и покупать меньше ненужной одежды. В личных сообщениях девушки делились результатами: кто от двадцати магазинов отписался, кто от сорока — всем стало легче дышать».

Анастасия хорошо знает свою аудиторию: 95% — женщины, больше половины из них — от 25 до 34 лет. Именно на эту возрастную категорию, согласно недавнему исследованию компании Mediascope, приходится 66% пользователей инстаграма в России. Читатели «Яндекс.Дзена» другие — почти половине из них больше 45 лет.

Как раз эта аудитория за 45 составляет 60% читателей блога финансового журналиста Кати Белкиной на «Яндекс Дзене». «Моих читателей очень интересует, как там дела у Сбербанка, что будет с пенсиями, какие новые законы могут повлиять на финансовое благополучие человека и что вообще эти законы означают, — делится Белкина. — Также популярны темы о разных вида мошенничества и способах схитрить и получить с непросвещенного потребителя как можно больше денег. У основной части моей аудитории „Яндекс.Дзена“ — средняя зарплата для своего региона. При этом кажется, что народ стал больше думать о накоплении денег и способах хоть как-то увеличить этот капитал. Все больше людей осознают, что надеяться надо прежде всего на себя, а не на государство. Хотя материалы про различные субсидии и выплаты от государства тоже очень читаемы».

Статье-блокбастером «Свинкиных финансов» Белкиной за два года существования блога стал материал «Крупные магазины начали революцию на кассе. Это начало конца для всех, кто привык выгодно платить картой?»: в нем журналист рассказывает, как государство собирается внедрять оплату через QR-код как альтернативу банковским картам. Также популярность получил рассказ о любителях Fix Price (Катя учит доверчивых читателей пользоваться поиском по картинкам и искать перепродаваемые с наценкой товары в других магазинах) и статья о борьбе двух систем биометрической идентификации — общегосударственной и сбербанковской.

Белкина говорит о том, что сегодня есть трудности с подачей информации в доступной манере — а это именно то, что необходимо жителям нашей большой страны, и то, что следует иметь в виду начинающим финансовым блогерам, стремящихся завоевать народную любовь. «В деловых газетах можно найти профессиональные статьи с комментариями опытных экспертов, но подача изложения не всегда доступна условному читателю „Дзена“. Вдобавок он может вообще не читать газеты. А в более массовых изданиях отдают предпочтения наиболее читаемым темам — там вечная борьба должников с коллекторами, мошенничество и прочее».

Блоги о путешествиях: Норвегия, конечно, прекрасна, но что посмотреть в России?

Сергей Анашкевич, автор TravelManiac, одного из самых массовых travel-каналов в «Яндекс.Дзене» говорит, что его подписчиков больше интересует темы, связанные с путешествиями по России: «Объясняется это просто — Россия понятна и близка, читатели сравнивают высказанное мнение или показанные вещи со своими наблюдениями и тем, как это выглядит в их жизни или в их городе. Ведь многие из наших соотечественников не были за границей и не путешествуют».

О любопытстве россиян к путешествиям по своей же стране говорит Ян Ларос, создатель канала «Блога не Блогера», еще одного канала-миллионника в «Яндекс Дзене», где рассказывают, как выглядят вагоны СВ в поездах «РЖД», чем торгуют фермеры на ярмарке в Геленджике и как качаются деревенские парни вдали от тренажерных залов и фитнес-центров.

Путешествия — как раз та экосфера рунета, где интересы аудитории инстаграма и народного «Яндекс.Дзена» похоже совпадают, несмотря на возрастную разницу читателей платформ. В инстаграме тоже хотят смотреть на Россию и читать о ней — об этом говорит блогер Илия Воскресенский (@elivosk): «Пост с топ-10 местами по России — одна из моих самых популярных публикаций. Да, у нас неинтересные города, испорченные рекламой и ужасной реставрацией исторических памятников — но зато у нас прекрасная природа, которая привлекает не только россиян, но и заграничных туристов. Например, Курильские острова, которые раньше принадлежали Японии — так вот японцы до сих пор сюда часто приезжают, видят в этой природе что-то дикое, неиспорченное, то, до чего рука человека не дотрагивается».

Также Илия говорит, что подписчиков его трэвел-блога сегодня интересует не только фотографии удивительных мест и тексты, а еще и личная жизнь. «Если я пишу о жене, детях, озвучиваю свои мысли, внутренние переживания — все это вызывает невероятную активность публики, — объясняет блогер. Посты о жене или рождении детей в его аккаунте получаются такими же охватными, как и подборки красивых мест по России. Эту тенденцию отмечают и в «Яндекс.Дзене»: в блоге Яна Лароса, несмотря на сотню рассказов о путешествиях, самыми популярными статьями неожиданно для самого автора остаются его эксперименты с похудением.

Блоги о ЗОЖ и правильном питании: виртуозные шпагаты и искренность 2.0

Вы могли видеть этот ролик, ставший вирусным: девушка с ребенком на руках ловко достает из машины коляску, а затем закрывает багажник шпилькой лабутенов. Героиня видео — тренер и соосновательница школы растяжки Topstretching Анна Канюк: «Видео стало моим самым популярным постом в инстаграме, его подхватило огромное количество людей. Знакомые начали присылать ссылки на публикации международных СМИ, кто-то начал повторять трюк — получился целый челлендж, хотя я не преследовала такой цели».

Актуальной площадкой для спортивных блогеров все еще остается инстаграм — платформа, где текст уступает снимкам с безупречной фигурой блогера, а еще лучше — коротким показательным видео. В своих самых охватных постах основательница сети фитнес-студий SM Stretching Самира Мустафаева демонстрирует шпагат в метро и тоже закрывает багажник автомобиля носочком ноги с пакетами в руках. «Некоторые пишут мне негативные сообщения по поводу фото и видео со шпагатом: мол, надоел твой шпагат или сколько можно поднимать ноги. При этом постами-мегахитами в моем инстаграме остаются именно публикации со шпагатом».

Фитнес-блогер Урсула Ким добавляет, что в ее инстаграме отлично заходят темы, связанные с women power: самооценкой женщин, уверенностью в себе, заботой о себе, любви к себе. «Есть ощущение, что женщинам, которые меня читают, этого не хватает — поэтому они с радостью поглощают любую информацию по теме». Также успехом в блоге Урсулы пользуются искренние отзывы или истории из собственного опыта — откровения о пережитом: и неважно, идет речь о тренировках, питании или о воспитании ребенка.

Пока одни блогеры сосуществуют в жестких рамках жанра, где ЗОЖ — это ЗОЖ, а правильное питание — это правильное питание, другие за эти рамки выходят. Преподаватель йоги Анико, дочь культового ленинградского рок-музыканта Виктора Сологуба, миксует в своем Instagram асаны с йога-рэпом, а посты о наули и пранаяме — с рассказами о своих провалах или комичными историями вроде каникул в нудистском лагере. Каждому читателю, уверена Анико, интересна прежде всего личность автора, и только потом — тематика его блога. «Мои самые читаемые посты? Наравне с постами о том, как найти своего учителя и заставить себя встать на коврик, подписчики обожают угарные истории. У меня есть серия стихотворений под названием „Смехойога“, где я говорю на йогические темы в юмористической форме. Жутко популярными получаются личные истории — например, мой рассказ про секс с молодым человеком в студенческие времена, когда нас застукала бабушка».

Сологуб считает, в рунете не хватает честных блогов, в которых авторы не просто постят информацию по своей теме, а еще не боятся рассказывать о своей жизни, своих провалах и переживаниях — именно личные истории цепляют читателей. Эта мысль Анико, кстати, уже подтверждена наукой: согласно исследованию Баламандского университета, в сильнейших по воздействию постах всегда присутствует герой, которому хочется сопереживать.